Печать

Сотрудниками ИМСС УрО РАН Д.С. Петуховым и И.Э. Келлером построена модель (Известия РАН. Механика твердого тела. 2022. № 2. С. 72-81., International Journal of Fatigue. 2021. Vol. 147. 106153),
позволяющая рассчитывать усталостную прочность изделий авиационного двигателестроения при нерегулярном многоцикловом нагружении. Детали самолётов, вертолётов, экскаваторов, ветрогенераторов, средств наземного транспорта при эксплуатации подвергаются немонотонной и нерегулярной циклической нагрузке. Традиционные методы оценки усталостного ресурса изделий основаны на суммировании параметра повреждённости и не учитывают очерёдность циклов нагрузки, влияющей на время до разрушения.

Сформулирована новая эволюционная модель, учитывающая историю усталостного нагружения, в том числе вид напряженного состояния, асимметрию и непропорциональнось. Предложена методика идентификации констант модели по базовым экспериментам, в том числе критическим, способным выявить чувствительность материала к истории перегрузок. Расчет накопления усталостных микроповреждений в полетном цикле описывает кратное изменение ресурса в зависимости от материальных свойств, что демонстрирует гибкость построенной модели.

fatigue model